Барокко.

 

Собор св.Петра в Риме
Собор св.Петра в Риме

Есть  несколько   версий   происхождения   термина барокко. Одна из них - от итальянского “baruecco” - жемчужина неправильной формы.
В то время название имело оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд, причудливость, странность, склонность к излишествам.   
Теперь же этот негативный оттенок как-то выветрился и у большинства наших современников барокко вызывает если и не восхищение, то любопытство, интерес.
Что же это за стиль?
Он явился продолжением Ренессанса. И Ренесанс и Барокко некоторые исследователи определяют как художественный стиль католической церкви. Именно она была главной заказчицей. Соборы, росписи, скульптура.

Некоторые элементы Барокко находят уже у Микеланджело. Посмотрите на его Пьету в Ватикане.

 

Микеланджело Пьета
Микеланджело Пьета

Пьета́(от итал. pietà — «жалость») — иконография сцены Оплакивания Христа девой Марией. Сравните с скульпртурами мастеров Барокко. В первую очередь Бернини. Много общего.  
Откуда церковь брала средства. Как это не грустно признать, одним из основных источников были платы за индульгенции. Мы все изучали в курсе истории как это плохо.
Согрешил, заплатил за индульгенцию и живи спокойно. Далеко не все согласны с такой логикой. И не только в то время, когда Лютер сражался против этого, но и теперь.
Поводом началу Реформации стал отказ платить за индульгенции. Это произошло как раз тогда, когда  собирали плату на возведение  собора Святого Петра.
Каждому более-менее культурному человеку известен этот шедевр барокко.
Думаю, если не Бог, то потомки готовы простить грешникам их грехи, в уплату за которые возведено это чудо. В конце концов, это же не какой–нибудь хоккейный дворец.       

 Время барокко - это время контрреформации, время борьбы идей, рождения и формирования новой цивилизации. Протестантское мировосприятие было буржуазным. Приветствовалась бережливость, простота, сдержанность, трудолюбие. Вспомним выражение «пуританское воспитание».
Там не было места соборам, росписям или скульптуре. А отношение к человеку можно понять из высказываний, например, Жана Кальвина о человеке. Кальвин говорил, что человек  «кишащий рой мерзостей».  
Барокко как стиль искусства развивался как ответ этим тенденциям. Не простота, а величие и пышность. Не скромность и сдержанность, а чувственность и даже страсть.

 

Бернини Экстаз святой Терезы
Бернини Экстаз святой Терезы

 

Самая пожалуй знаменитая скульптура барокко Бернини " Экстаз святой Терезы" изображает религиозный экстаз. Но даже школьнику понятна природа этого экстаза./Bernini_extaz

 Барокко всегда хочет нас чем то удивить. Мастера как бы говорят своими творениями:
-Смотрите, всё это (соборы, скульптуры …) дело рук человека. Разве «смрадный паразит» или «кишащий рой мерзостей» способен на это.
Барокко, наравне с иезуитскими университетами, был ответом католической церкви в борьбе с Реформацией. В борьбе за души людей.  
Принято думать, что церковь того времени –это средоточие мракобесия и обскурантизма. Сожгли Джордано Бруно, заставили отречься от своих идей Галилея. Казалось бы, ну что они прицепились к гелиоцентрической системе, какая разница, кто вокруг кого вертится. А на самом деле разница принципиальная. Это умаляет величие Бога и его творений. Ранее человек – это венец творения божьего, центр вселенной. А теперь он пуп всего-то Земли. Планеты, которая является песчинкой мироздания.
 Следующий мощный удар по самомнению человека нанёс Дарвин. Ладно, сказал бы что человек произошёл от благородных слонов, или от разумных и весёлых дельфинов. Но от обезьян!?
Далее самомнение человека приняло ещё не один удар. От Фрейда, Ницше и других. Но разве плохо, что человек считает себя созданным по образу и подобию божьему и подражает ему, как творцу.

 

Питер Пауль Рубенс, Сад любви,1633
Питер Пауль Рубенс, Сад любви,1633

Сравниться не может, но посмотрите на дело его рук и вдохновения – на Собор Святого Петра, послушайте Вивальди или Баха, насладитесь живописью Рубенса и Караваджо, которую отличает плоскость и пышность форм, броская цветистость и динамичность.

Всё это – барокко.
Правда, стремясь удивлять, трудно соблюдать чувство меры. Отсюда и название – Барокко. Именно стремление удивить привело к чрезмерности и пышности. Далее больше. Барокко дало начало новому стилю – рококо. Некоторые его не выделяют как особый стиль, а считают поздним периодом развития барокко.Слово рококо произошло от слова раковина. Главное, что её характеризует – это изящество и причудливость формы, мелкие детали.

 

 

Рококо Интерьер паломнической церкви в Виссе, Бавария
Рококо Интерьер паломнической церкви в Виссе, Бавария

Так вот и произошло постепенное перерождения от величия и мощи творческого духа человека  к манерному и изящному рококо.
Так великаны духа опускаются и становятся такими как все.  
Некоторые скажут мне, причём тут величие духа человека? Этот художественный стиль возвеличивал церковь. Кто будет с этим спорить. Тем более, что так оно и есть. Но кто теперь думает об этом?

Разве, слушая Баха, мы считаем важным то, что он писал музыку для церкви, и сам был органистом церкви?  

 

Источники:

Википедия, Р.Тарнас История западного мышления