Реализм

Франсуа МиллеСчитается, что реализм - правдивое, объективное отражение действительности. Как стиль получил распространение во второй половине 19 века.

Само слово ученикам понятно и даже в их лексиконе довольно часто употребляется. Когда кто –то хочет сказать, что говорит правду, а не выдумывает, то употребляет слово – «реально». А ещё это слово имеет смысл чего то настоящего и стоящего.

До реалистов в искусстве господствовали романтики. Но вдохновляемые ими революции утомили основательно европейцев. А быстрое промышленное развитие и меняющаяся на глазах жизнь способствовали укреплению идей прагматизма. Который утверждает: - хорошо то, что полезно. И не стоит искать жизненного смысла в глубинах духа. Как это делали романтики.

Ситуация довольно похожая на нынешнюю.

Только действительность того времени была далека от радужной. И реалисты стали активно её критиковать. Стремиться показывать не самую приглядную сторону жизни. Именно поэтому реализм того времени называют критическим.

Быть может, раскрывая тяжесть   суровых трудовых будней народа, реалисты чрезмерно увлекались. Изучая искусство того времени, иногда создаётся впечатление, что жизнь людей в условиях промышленного развития не только не улучшается, а наоборот, становится всё невыносимей.

См. Франсуа Милле.

В отношении существования реализма, как стиля искусства, всегда велись споры между специалистами искусствоведами.

Смысл искусства в создании творцом художественного образа. Поэтому творчество субъективно по своей природе, а реализм претендует на отражение реальности объективно.

Опять же слово "правдивое". Считается, что именно так реализм отражает действительность. А творчество художников других стилей получается выдумка и ложь?

Когда говорят о правдивости реализма, вспоминается фрагмент фильма «А я иду, шагаю по Москве». Молодой начинающий автор приносит рукопись своей повести о романтике и героизме комсомольской молодёжной стройки. Его встречает, выдавая себя за критика, полотёр.

Его вердикт. Не пойдёт. Нет правды жизни. Рассказывает свою историю.

Поехал я в Москву. Зашёл в магазин. Потом заснул на лавке. Просыпаюсь. Часов нет. Пальто спёрли. Драповое!!!. Во сюжет! Вот, правда жизни.

А между тем и книга молодого автора, и сюжет полотёра имел место в реальности. Раскрытием тем героизма и романтики социалистического строительства занимался социалистический реализм, надо сказать, изрядно преувеличивая и прибрехивая. Когда же социализм перестал существовать вместе с СССР, получили распространение сюжеты полотёров.  

Да и теперь они доминируют на телевидении в виде криминальных сериалов.

Надо ещё отметить, что искусство не только отражает действительность, но и формирует её. Изменяет. И к сожалению:- Жизнь подражает не искусству, а плохому телевидению. ( В. Аллен)

Реализм 19 века тоже некоторым образом тенденциозен. Мало кто из творцов реалистов вдохновлялся идеями технического прогресса, грандиозностью изменений в общественной жизни. Их больше волновали утраченные иллюзии. Переход от романтических исканий и иллюзий аристократов духа к материалистическому прагматичному демократизму.

Единственным признаком реализма, который не оспаривается, считают-«жизнеподобие». То есть похожесть на реальность. Недопущение преувеличений, мистики, фантастики. Но разве это может быть тождественно отражению объективной реальности. Разве не «жизнеподобие» является главным требованием репортажей, статей в средствах массовой информации, главная задача которых манипуляция мыслями людей?

Наиболее влиятельными среди реалистов были писатели. Но когда писали свои романы, они даже не задумывались, что являются представителями критического реализма.

Законодателями мод всегда были французы. Но их мы трогать не будем, потому что школьная программа не знакомит с их творчеством.

Нам хорошо известна русская литература. А этот период (имеется ввиду вторая половина ХIХ века ) – вершина развития русской культуры. Но разве Достоевский реалист? Даже многословный и великий Толстой реалист не очень последовательный. Потому, что Толстой – богоискатель и создатель своей моральной доктрины. Нельзя назвать реализмом творчество последних лет Тургенева, или «Чайку» Чехова. Но несомненно, творчество писателей этой эпохи отличает «жизнеподобие». По крайней мере в сравнении с классицистами или романтиками.

 На смену реализму как художественному стилю пришёл импрессионизм. Можно ли его назвать реализмом?

Так никто его не называет, но именно он без тенденциозности показывает реальную жизнь города.

Есть на картинах импрессионистов и труженицы. Гладильщицы . Полотно реалистично. Женщины измучены . В их позах чувствуется усталость. Но бутылка вина в руках одной из них, не даёт нам зрителям ощутить безысходность их положения. Закончится рабочий день, и они направятся куда-нибудь в кафе. Посидят, расслабятся, отдохнут.

Место действия полотен импрессионистов не пейзажи колосящихся полей, как у барбизонцев, а кафе, кабаре, бордели. Если природа, то с пикником. Море –с прогулочными яхтами или лодками. Вино, женщины, танцы- любимые темы и персонажи импрессионистов.

Время романтиков и духовных исканий закончилось. Люди пользуются благами новой индустриальной цивилизации. И всем тем, что может дать городская жизнь.

Литература:

Затонский Д.В. - Европейский реализм XIX в. Линии и лики - 1984