Делакруа Эжен Свобода, ведущая народ 1830, Музей Лувр, Париж

Романтизм

   Романтизм пришёл на смену эпохе просвещения. Просветители думали, что разум всемогущ. Что разум поможет создать новый мир. Мир гармонии и любви. Но нет. Жестокость революций XIX века , кровавые войны того периода  показали, что возможности разума были переоценены.

   Романтиков отличает  отказ от рационального познания мира. Их привлекает мистицизм.  Разум по мнению романтиков не способен нащупать глубинные связи с сущностью мира. Современные понятия психоанализа о бессознательном корнями уходят в идеи и мировосприятие романтиков.
   Теперь распространён взгляд на человека, как совмещение трёх миров. Мира разума, мира чувств, мира духа. Последний самый глубинный, фундаментальный, трансцендентный. Разум и чувства это понятно. Но, что такое дух?
  Дух - это некий внутренний стержень, основа человеческой личности.
   Современная культура полна тоже мистики. Зомби, вампиры. По сути - существа лишённые человеческого духа. Они - машины способные мыслить и чувствовать. Именно романтики стали разрабатывать и использовать эти мотивы. В особенности это просматривается в творчестве Гофмана.
   Как же найти путь к глубинам духа?
   Не через разум, не через чувства, а с помощью таких нерациональных способов как – вдохновение, озарение, интуиция. Так утверждали романтики.Они писали только по вдохновению. Некоторые удивятся. А как же можно ещё?
   Можно. Творчество- это тяжёлый и кропотливый труд. Ремесленников тоже осеняет вдохновение. И они даже могут создать шедевр. Но они его не ждут. Это не цель их работы.Они должны качественно и в срок сделать свою работу. В отличие от романтиков.Те считают, что творить можно только тогда, когда тебя посещает вдохновение.
   У романтиков творчество фрагментарно. То есть их творения состоят из фрагментов, кусочков. Их романы бывают недописанными, у поэмы может не быть законченного и разработанного сюжета. Это всё рациональная работа. А романтики  ожидают вдохновения. Они бабочки, а не пчёлки.
   Среди учеников тоже много романтиков. Они делают уроки только тогда, когда их посещает вдохновение.      
   Что же это за мир романтиков? Мир, с которым они мечтают слиться в порыве вдохновения, открыть его тайны?
Романтики много писали про Золотой век. Идея существования Золотого века была выдвинута ещё в Античности. Будто было время, когда люди жили правильно. В гармонии с собой и природой. Но рассудок, страсти сделали жизнь неправильной, неестественной, приносящей человеку одни страдания. Поэтому романтики считали, что чем дальше вглубь веков, тем ближе к Золотому веку. Больше всего, как ни странно, любили романтики средневековье.
   Такой взгляд предопределил историчность творчества романтиков. Они изучали мир, который изменяется во времени. Их интересовала история. Как же вернуться в Золотой век?
   Романтикам нравится идея счастливого детства. Именно романтики придумали, что лучшая пора жизни человека – это детство. Будто бы человек пока не вырос ближе к природному и естественному состоянию. Эта выдумка и теперь сбивает с толку многих детей. Гуляй пока молодой. Думают они. Дальше будут только годы скуки, суровые будни нудной, бессмысленной работы и десятилетия постепенного дряхления. Годы противоестественного существования и даже прозябания.
   Между тем именно детство самый ответственный и тяжёлый период жизни человека. Который формирует личность и создаёт предпосылки нормальной жизни. Причём период младенчества важней детского сада, сад важнее школы, школа - института.
Ещё романтики большие националисты. Народ, нация - носители всеобщего духа. Романтики были собирателями фольклора, им многим обязана филология.
Когда мы изучаем формирование беларуской нации, мы прежде всего вспоминаем романтиков начала 19 века –филоматов и филаретов, или творчество Короткевича в 20 веке.
   Идея, что именно народ творец культуры, а художник только через вдохновение улавливает сущность национального и всеобщего, а потом всё это отражает в своих творениях, популярна и теперь.
Романтики внесли большой вклад в создание современных наций. Более того, они были убеждены, что они не только заняты поисками, но их открытия способны формировать эти нации, создавать нового человека.
   Идея довольно привлекательна, но и опасна. В гитлеровские времена были очень популярны немецкие романтики.
   Как и романтики в идеях взаимосвязи народного духа с почвой, землёй, ландшафтом фашисты искали твёрдый фундамент для доказательств своей исключительности и превосходства.
   Да, национализм опасен. Но и огонь опасен. Поэтому обходиться с ним нужно крайне осторожно. Но он способен сплотить людей, придать ему дополнительную энергию. Приобщить к идеалам всеобщего народного духа.
   Тем более, что беларуская национальная идея не несёт в себе духа превосходства. Наоборот её основа – это толерантность, уважение к другим народам и их культурам.
   Особое отношение романтики имели к музыке. Такой вид искусства, который нельзя объяснить рационально. Тем не менее музыка необъяснимо мощно способна воздействовать на человека.
   Романтики считали, что именно через музыку человек способен постигать мистическую сущность мира. 
   Современному школьнику трудно это понять. Многие уверены, что музыка для того чтобы танцевать. Между тем, если бы в кинофильме, например, не было бы музыки, каждый бы почувствовал, что чего -то не хватает. Фильм становится непонятным. В кино не надо думать, когда надо испытывать тревогу, страх, радость если есть музыкальное сопровождение.
   Кто может объяснить то, что вибрация барабанной перепонки может быть понятней слов. Это - загадка. Мистика. 

 

Источники:

Википедия

http://smallbay.ru
Андрей Аствацатуров http://astvatsaturov.com/